Персональный сайт воспитателя Барган Ю.В

Особенности развития речи ребёнка 3-4 лет

Особенности развития речи ребёнка 3-4 лет

· Характерные особенности

· Нормы

· Отклонения

 · Диагностика

 · Методики развития

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи? Характерные особенности Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них.

 Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

 · в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;

 · попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;

· речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

 · внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;

 · создание собственных словоформ;

· попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

· с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

· и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;

· нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);

· путают звуки;

· переставляют слоги в словах. Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции.

Что же в идеале считается нормой для данного показателя? Нормы. Нормы речевого развития детей 3-4 лет. Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем.

 Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

 · проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

 · называть имена близких родственников и друзей;

· воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

· говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

 · распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

· находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

· называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

 · точно повторять услышанное;

· пересказывать мультфильм, сказку;

 · в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить. Отклонения Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша.

Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

 · ребёнок постоянно тарахтит;

 · его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;

 · его сложно понять;

 · в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;

 · ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

 · глотает окончания слов;

 · произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

 · не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

 · приоткрытый рот;

 · частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты. Диагностика. Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки.

Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

 · педиатр;

 · невролог;

 · психиатр;

 · отоларинголог;

 · логопед;

 · психолог;

 · сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

17 октября 2022 в 23:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.